Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 20.04.2024, 06:11
 

Адвокат Одесской областной коллегии адвокатов

Черновол Артур Александрович

Главная
Контрольная закупка. Актуальные аспекты


Контрольная закупка не станет для вас трагедией, если вы знаете свои права и права пришедших к вам контролеров. Рассмотрим вопросы как вести себя и что могут предпринять продавец и директор торгового предприятия, столкнувшись с контрольной закупкой. Что делать, если вы поняли, что вас не проверяют, а на вас «наезжают». Как наказать проверяющего за незаконные действия.
Как свидетельствует практика, предприниматели, имеющие отношение к сфере торговли, часто сталкиваются с тем, что контрольные закупки проводят все кому не лень, безо всяких на то оснований, ограничений и пояснений. Особенно этот вид «развлечений» любят представители подразделений госслужбы БЭП и налоговой милиции. Можно ли с этим как-то бороться? Давайте разберемся.
ЕСЛИ ПРИШЛИ МИЛИЦИОНЕРЫ
Говоря о праве правоохранителей проводить контрольные закупки, следует знать, что термина «контрольная закупка» нет ни в Законе Украины «О милиции», ни в Законе Украины «О службе безопасности Украины», ни в Законе Украины «О государственной налоговой службе», ни в иных законах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов. Единственный законодательный акт по «силовикам», в котором упоминается контрольная закупка, — это Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».
Согласно этому Закону, действия, определяемые термином «контрольная (оперативная) закупка», являются мерой оперативного характера и применимы только при наличии оснований, определенных ст. 6 Закона.
Помните!
«Основания для начала оперативно-розыскной деятельности: наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, требующей проверки с помощью оперативно-розыскных мер и средств, о:
— преступлениях, готовящихся либо совершенных не установленными лицами;
— лицах, которые готовят либо совершили преступления;
— лицах, скрывающихся от уголовного наказания. 
...Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, определениях суда по уголовным делам, находящимся в его производстве, материалах органов дознания, иных правоохранительных органов, в запросах оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций иных государств, а также запросах уполномоченных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины...
Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных в данной статье».
Ст. 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»
При этом, напомню, что, согласно ч. 1 ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», до начала оперативно-розыскных мероприятий должно быть заведено оперативно-розыскное дело.
Без заведения такого дела, согласно ч. 3 ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», применение сотрудниками правоохранительных органов оперативно-розыскных мер, в число которых входит и контрольная закупка, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Сотрудники милиции, мимоходом проводящие контрольные закупки, либо сами не знают, что данное действие является мерой оперативного характера и может применяться только при наличии заведенного оперативно-розыскного дела, либо, зная это, надеются на неосведомленность предпринимателя.
Что же делать, если обычные с виду покупатели вдруг объявили, что они — сотрудники налоговой милиции (ОБЭП, УБОП и т. д.) и только что произвели контрольную закупку?
Прежде всего — не паниковать, постараться сохранить спокойствие, ясность мысли и способность к действию. Потому как после ключевых слов о контрольной закупке оперативники непременно потребуют вернуть уплаченные ими деньги и предоставить документы предприятия.
Для продавца, оказавшегося на «линии огня», я предлагаю следующую модель поведения. Понятно, что готовиться к подобному развитию событий следует загодя.
ДЕЙСТВИЯ ПРОДАВЦА
Услышав слова «контрольная закупка», потребуйте у пришедших предъявить служебные удостоверения. При отказе, не раздумывая, звоните по номеру «02» и вызывайте обычную милицию. Ведь вы не можете быть уверены в том, что пришедшие являются теми, за кого себя выдают.
Перепишите все, что указано в удостоверениях, на отдельный лист бумаги. На вопрос: «Зачем переписываете?» дайте, правдивый ответ: «Для составления жалобы в отдел по борьбе с коррупцией вашего ведомства и в прокуратуру». Если не позволяют переписать данные удостоверений, опять же звоните в милицию. Основания для звонка — те же, что и в первом случае.
Предложите проверяющим заполнить все графы «Журнала регистрации проверок» и расписаться в соответствующей графе. Отказ либо согласие — это особого значения не имеет, хотя
согласие, конечно, предпочтительнее. Важно то, что вы уже переписали данные их служебных удостоверений. После слов «контрольная закупка»:
1. Потребовать предъявить служебные удостоверения пришедших и переписать их данные.
2. Потребовать удостоверение на проверку предприятия за подписью начальника (заместителя начальника) соответствующего управления по делам защиты прав потребителей.
3. Попросить пришедших расписаться в «Журнале регистрации проверок» и заполнить все его графы. При отказе от подписи — распрощаться с проверяющими. Основанием для недопуска к проверке назовите п. 7 Указа Президента «О дерегулировании...».
Помните!
«Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности вести журналы посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель».
Из Указа Президента Украины № 817 от 23.07.98 г. «О дерегулировании...»
4. В удостоверении на проверку необходимо обратить внимание на вид проверки: плановая она либо внеплановая (третьего не дано).
Если в удостоверении записано, что проверка плановая, а предприятие о ней не было предупреждено за десять календарных дней
до ее начала и пришедших «защитников» не сопровождают налоговики, можете смело отсылать проверяющих восвояси. Основание — ч. 4 п. 2, ч. 4 п. 5 Указа Президента Украины «О дерегулировании...»
Помните!
Право на проведение плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется лишь в том случае, когда ему (субъекту) не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения.
...Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно в день, определенный органом государственной налоговой службы».
Ч. 4 п. 2, ч. 4 п. 5 Указа Президента Украины «О дерегулировании...»
Если же проверка внеплановая, у проверяющих должны быть соответствующие удостоверения на ее проведение, подписанные начальником или заместителем начальника органа Госпотребзащиты, проводящего проверку. Кроме того, у проверяющих обязательно должны быть и номерные бланки актов проверок.
Зная же, что внеплановые проверки проводятся только на основании письменно оформленных жалоб, можно (не требуя разглашения данных о покупателе, подавшем жалобу) потребовать назвать номер, под которым данная жалоба зарегистрирована в канцелярии соответствующего органа Госпотребзащиты.
После такого разговора оперативники, если они еще не потеряют чувство самосохранения, скорее всего, покинут торговую точку. Однако не исключено, что многолетняя привычка к безнаказанности заставит их прибегнуть к стандартному набору угроз: «составим акт недопуска», «отвезем в райотдел», «вызовем физзащиту» и т. д.
Как быть в этой ситуации? А никак. Не обращайте на оперов внимания и спокойно обслуживайте покупателей. При отсутствии покупателей — красьте ногти либо внимательно слушайте трансляцию из зала Верховной Рады (кому что больше нравится). Но помните: ни в коем случае не покидайте рабочее место. В дальнейшем в переговоры с оперативниками не вступайте, объяснив, что все остальное им скажет директор. И не забывайте, право на молчание вам гарантировано статьей 63 Конституции Украины.
Деньги не возвращайте, тем более если они «пробиты» в кассу, объяснив, что решение о их возврате может принять только директор.
Затем вежливо объявите: «Вами ведется оперативно-розыскная деятельность, о которой я обязан (обязана) сообщить директору предприятия. Все последующие решения будет принимать он».
Вызовите директора.
Вторым своеобразным рубежом защиты должны стать грамотные действия директора предприятия. Предлагаю следующий алгоритм его поведения.
ДЕЙСТВИЯ ДИРЕКТОРА
• Выйдите в торговый зал с диктофоном в руке, предварительно заперев за собой двери служебных помещений.
Подойдите к продавцу и возьмите у него лист с данными, переписанными из служебных удостоверений проверяющих.
• Потребуйте у пришедших предъявить служебные удостоверения и сравните их данные с текстом, написанным продавцом.
• Вежливо объявите, что факт контрольной закупки свидетельствует о ведении оперативно-розыскной деятельности в отношении сотрудников вашего предприятия.
• Попросите пришедших назвать номер и дату постановления о заведении оперативно-розыскного дела, в рамках которого принято решение о проведении контрольной закупки.
• Не назовут — также вежливо предупредите «контролеров», что два заявления: одно — в отдел по борьбе с коррупцией (поскольку вы не знаете истинных мотивов визита), а другое — в прокуратуру, с копиями в иные государственные и общественные организации, а также в средства массовой информации будут отправлены незамедлительно.
• Деньги за покупку не возвращайте, так как вы не уверены, что ОРД ведется в рамках закона, да и вопрос еще — ведется ли вообще!
• Вежливо попрощайтесь.
• На стандартный набор угроз реагируйте включением диктофона в режим записи и демонстративными попытками дозвониться обещанным адресатам в присутствии неучтивых гостей,
Ваша уверенность в своей правоте должна базироваться на том, что в подобных ситуациях в 99 процентах случаев никакого ОРД нет и в помине. Все происходящее — проявление укоренившегося в сознании правоохранителей стереотипа, что их боятся и потому «им все дозволено». Но с вами они ошиблись — вы не пойдете у них на поводу, поскольку уверены, что поступаете абсолютно законно.
Более того, вы готовы заверить проверяющих, что не будете препятствовать проведению проверки, но... только при условии выполнения проверяющими всех требований законодательства, в том числе и об оперативно-розыскной деятельности.
Почти наверняка после таких доводов проверяющие покинут ваше предприятие. После их ухода целесообразно отправить заявления в прокуратуру и в отдел по борьбе с коррупцией о факте проведения у вас контрольной закупки.
Если же они попытаются пойти ва-банк, дабы как-то оправдать свое незаконное появление и найти хоть какой-нибудь компромат, проникнуть в запертые вами двери и изъять все, что попадется под руку, не отчаивайтесь. У вас всегда остается возможность позвонить в прокуратуру и отдел по борьбе с коррупцией (по телефону доверия) соответствующего органа в присутствии нескромно ведущих себя «гостей» и описать происходящее. Правда, «беспредельщики» часто запрещают пользоваться телефоном и выходить из помещения. Но такие требования незаконны, и они знают об этом (если речь не идет о следственных действиях по возбужденному уголовному делу). Поэтому настаивайте на своем праве пользоваться телефоном и звонить, куда вам вздумается.
Не забудьте вызвать адвоката.
Можно вызвать милицию и обратиться в средства массовой информации (для «вынесения сора из избы»), руководствуясь общим правилом — придать делу максимальный резонанс.
После ухода «беспредельщиков» рекомендую вам предпринять следующие действия:
• Отправьте заявления в отдел по борьбе с коррупцией той структуры, откуда приходили правоохранители, и в прокуратуру, указав в заявлениях с пометкой «копия» еще несколько адресов (от Госкомпредпринимательства до местных средств массовой информации).
Тексты заявлений должны содержать описания беспредела и весьма желательно собственный правовой анализ происшедшего с перечнем и цитатами нарушенных пунктов и статей нормативно-правовых актов. Логика анализа должна неотвратимо доказывать факт совершения проверяющими должностного преступления, дабы не оставить шансов заангажированному прокурору ответить избитой фразой: «Нарушений законодательства не выявлено».
Незаангажированному прокурору ваш анализ со ссылками на первоисточники окажет неоценимую услугу, поскольку ни один юрист в нашей стране (включая прокуроров) не может одинаково хорошо ориентироваться во всех областях права. Весьма сложно отследить все изменения нашего подвижного, как ртуть, законодательства.
• Обсудите с адвокатом вопрос о возможности привлечь к ответственности виновных в «беспределе».
• Обсудите и вопросы компенсации: морального ущерба, нанесенного физическим лицам — сотрудникам предприятия; ущерба имиджу и деловой репутации, нанесенного предприя­тию — физическому лицу; материального ущерба.
ЕСЛИ ПРИШЛИ ИЗ ГОСПОТРЕБЗАЩИТЫ
Следует знать, что сегодня термин «контрольная закупка» присутствует только в законодательстве, регламентирующем деятельность' субъектов оперативно-розыскной деятельности (о чем уже шла речь) и Управления по защите прав потребителей Госстандарта (прежнее название — Госпотребзащиты) Чтобы не путаться, будем использовать привычное название.
Никакие другие государственные органы права на проведение контрольных закупок не имеют.
Сразу же хочется предупредить, что контрольная закупка, проводимая органами Госпотребзащиты (являющихся контролирующими органами), не имеет никакого отношения к Закону «Об оперативно-розыскной деятельности», которым руководствуются правоохранительные органы. Права сотрудников Госпотребзащиты прописаны в Законе Украины «О защите прав потребителей».
Помните!
Органы Госкомитета по делам защиты прав потребителей имеют право:
«...проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за оказанные услуги и реализованные товары... Порядок проведения таких проверок определяется Кабинетом Министров Украины».
П. 3 ст. 5 Закона Украины «О защите прав потребителей»
Однако в данном Законе о контрольных закупках нет ни слова. Упоминание о них есть только в Постановлении Кабинета Министров Украины № 215 от 2 апреля 1994 года «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей». В нем, а вернее, в утвержденном этим постановлением «Порядке проведения контрольной проверки правильности расчета за оказанные услуги и реализованные товары», в пункте 4 содержится коварное искомое словосочетание — «контрольная закупка»
Помните!
«Контрольная проверка проводится в целях установления соответствия полученной продавцом (исполнителем) платы за реализованный потребителю товар... настоящей ее стоимости, как правило, путем негласной контрольной закупки товара. При этом должностным лицом проверяется фактическое количество, мера, масса, объем, качественные показатели, цена и стоимость данного товара (услуги), правильность подсчета и конечного расчета за реализованный товар...»
П. 4 «Порядка проведения контрольной проверки...», утвержденного Постановлением КМ № 215 от 02.04.1994 г.
Иными словами, только в рамках контрольной проверки уполномоченные должностные лица Госпотребзащиты имеют право провести контрольную закупку товара.
Что же в таком случае следует понимать под контрольной проверкой?
В 1998 году Президентом Украины был издан Указ «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности», пунктом 1 которого было определено, что контролирующие органы проводят плановые и внеплановые выездные проверки. Тем же Указом были определены поводы для проведения внеплановых проверок органами Госпотребзащиты.
Помните!
«Установить, что государственные органы по делам зашиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей.
Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о нем: фамилия, имя, отчество, место проживания, серия и номер паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам зашиты прав потребителей не имеют права разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу».
Из Указа Президента № 817 от 23.07.1998 года «О дерегулировании...»
8 февраля 2000 года во исполнение поручений Президента и Кабинета Министров Украины Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации Украины издал Приказ № 105 «Об упорядочении проверок субъектов предпринимательской деятельности государственными органами по делам защиты прав потребителей», в котором четко определил:
Помните!
«Установить, что государственные органы в делах защиты прав потребителей плановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности законодательства о защите прав потребителей осуществляют не чаще одного раза в течение календарного года.
Внеплановые проверки деятельности хозяйствующих субъектов проводятся исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей»
П. 2 Приказа № 105 «Об упорядочении...»
Таким образом, Указом Президента Украины «О дерегулировании…» и приведенным Приказом Госкомстата «Об упорядочении проверок...» была внесена полная ясность в терминологию, отражающую и регулирующую деятельность органов Госпотребзащиты. А именно: контрольная проверка может быть только плановой и внеплановой, и только в рамках такой проверки органы Госпотребзащиты могут проводить контрольные закупки.
Кроме того, нужно знать, что существует Приказ Госкомитета по делам защиты прав потребителей № 50 от 17.09.1997 года «Об утверждении форм актов проверок по соблюдению законодательства о защите прав потребителей у хозяйствующих субъектов сферы торговли и общественного питания» (зарегистрирован в Министерстве юстиции 14.10.1997 года № 469/2273, которым утверждены строго определенные формы актов проверок. Более того, бланки актов проверок являются номерными (согласно п. 2 упомянутого Приказа «Об утверждении форм актов...»), и определенные их серии закреплены за каждым из органов Госпотребзащиты.
Утвержденные формы бланков актов проверок таковы:
• форма № 1 — Акт проверки качества товаров;
• форма № 2 — Акт отбора образцов товаров;
• форма № 3 — Акт проверки соблюдения правил торгового обслуживания;
• форма № 4 — Промежуточный акт контрольной проверки правильности расчетов за реализованные товары (который и заполняется при контрольной закупке).
Знать это весьма важно, поскольку если у проверяющего при себе нет указанных номерных бланков, проводимая им проверка, скорее всего, незаконна.
Помните!
Угрозы налоговиков блокировать счет в случае непредоставления документов с 1 апреля 2001 года не имеют под собой никаких законных оснований!
Вступившим в силу Законом «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» внесены принципиальные изменения в Закон Украины «О государственной налоговой службе». Одним из таких новшеств является лишение Госналогслужбы права останавливать операции плательщиков налогов на счетах в учреждениях банков.
Данное право налоговой службы, определенное в п. 5 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе», исключено.
Теперь при любом «наезде» налоговых милиционеров документы сразу, до консультаций с юристами и выяснения вопроса законности данной проверки (либо незаконности данного «наезда»), лучше не выдавать вообще, так как с 01.04.2001 года налоговики лишились основного инструмента — блокировки счетов.
Принуждать к немедленной выдаче документов о финансово-хозяйственной деятельности и вообще ограничивать вас в каких-либо правах во время обычной проверки налоговые контролерыи правоохранители не имеют права — ни одним законом такое право им не дано.
В этой связи полезно иметь договоренности со знакомыми предпринимателями — директорами предприятий, которые по условному телефонному звонку съезжались бы к вам на предприятие якобы для проведения переговоров и заключения договоров. Для чего этого нужно?
Во-первых, «беспредельщики» очень не любят свидетелей, и чем больше народу при их «наезде» в офис под предлогом заранее назначенных переговоров, тем лучше.
Во-вторых, никакие контролеры не имеют права запретить вам проведение заранее назначенных переговоров (которые могут длиться сколько угодно) и вообще мешать вашей работе. Об этом нужно им напомнить.
В-третьих, если непрошеные гости будут откровенно мешать вашим переговорам, вы можете предупредить их о вашем праве добиваться в судебном порядке компенсации (за счет проверяющих) упущенной выгоды из-за сорванного контракта. При этом свидетелями выступят съехавшиеся к вам контрагенты.


Copyright MyCorp © 2024