Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 01:32
 

Адвокат Одесской областной коллегии адвокатов

Черновол Артур Александрович

Главная
Проведение доследственной проверки


Сотрудники правоохранительных органов не имеют права прийти к вам на предприятие «просто так», по принципу; вот проходил мимо, дай, думаю, зайду. И как бы рьяно правоохранители ни ци­тировали выдернутую из контекста 11 - й Статьи Закона Украины «О милиции» фразу о том, что они могут «беспрепятственно входить», на предприятии теперь уже найдется грамотный работник, который продолжит цитату и поставит крест на незаконных притязаниях не в меру любопытных блюстителей,
Ранее мы уже уяснили, что являться на предприятие и тем более производить там какие-либо действия, сотрудник милиции может лишь на законных основаниях. До недавнего времени большинство заказных «наездов» и объяснялось правоохранителями так; мы проводим оперативно-розыскные мероприятия. Под этой маркой на неугодном предприятии производился обыск (незаконный!), изымались (опять же, незаконно!) все имеющиеся документы.
Цель таких «наездов» — остановка работы предприятия. Ну а если заодно и какой-нибудь криминал в изъятых документах обнаружится, тогда вообще лафа — можно сказать, совместили приятное с полезным. Но за последний год правовое сознание предпринимателей настолько качественно изменилось, что «отмазки» вроде «проведение оперативно-розыскных мероприятий» уже не проходят.
Но и «экономисты» в погонах не дремлют: все чаще ссылаются уже не на ОРД, а на необходимость проверить «поступивший сигнал». И ссылаются при этом на ст. 97 УПК Украины.
Что же делать, если к вам на предприятие пришли милиционеры и говорят, что хотят проверить «сигнал»?
УЧЕТ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Для начала определимся с терминологией. Запомните, что термина «сигнал» в законодательстве нет. Есть понятие «информация». Для органов МВД (ОБЭП, УБОП и т, д.) — это информация о пре­ступлениях и происшествиях, а для налоговой милиции — это информация о преступлениях.
Расшифровка данных терминов для сотрудников МВД содержится в приказе МВД № 500 от 26 ноября 1991 года, а для сотрудников налоговой милиции — в приказе Государственной налоговой администрации Украины № 304 от 24 июня 1998 года, зарегистрированном в Минюсте № 444/2884 от 14 июля 1998 года. Данные приказы утверждают прилагаемые к ним Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах внутренних дел (в органах налоговой милиции) заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях.
Согласно данным Инструкциям, поступившая информация делится на две группы:
1. Информация, являющаяся поводом для возбуждения уголовного дела.
Согласно п. 1.3 обеих Инструкций, к ней относятся:
• заявления и сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности и отдельных граждан, оформленные в соответствии с требованиями ст. 95 УПК Украины (обязательно наличие конкретного заявителя, который предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос и ставит свою подпись под заявлением). Для налоговых милиционеров к информации, указанной в данном пункте, относятся также выводы документальных ревизий, сообщения налоговых инспекций, контрольно-ревизионных, финансовых и таможенных органов, которые содержат сведения о нарушениях налогового законодательства с признаками преступления;
• сообщения представителей власти и отдельных граждан, которые задержали подозреваемого на месте преступления или с поличным;
• явка с повинной;
• сообщения, опубликованные в прессе;
• непосредственное выявление органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.
2. Иная информация о происшествиях (преступлениях) —
это сведения, поступившие из других источников (по телефону, факсу, радио, телевидению и т. п.) и требующие проведения немедленной проверки для установления признаков преступления либо их отсутствия.
Помните!
«Прокурор, следователь, орган дознания либо судья обязаны принимать заявления и сообщения о совершенных либо готовящихся преступлениях, в том числе и в делах, которые не подлежат их ведению.
По заявлению либо сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания либо судья обязаны не позднее трехдневного срока принять одно из таких решений:
1) возбудить уголовное дело;
2) отказать в возбуждении уголовного дела;
3) направить заявление либо сообщение о преступлении по принадлежности.
Когда необходимо проверить заявление либо сообщение о преступлении до возбуждения дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем либо органом дознания в срок не более 10 дней путем сбора пояснений у отдельных граждан или должностных лиц либо истребования необходимых документов».
Ст. 97 УПК Украины «Обязательность приема заявлений и сообщений о преступлениях и порядок их рассмотрения»
Согласно обоим приказам, информация о преступлениях и происшествиях должна быть в обязательном порядке должным образом зарегистрирована.
Органы МВД регистрируют подобную информацию в «Книзі обліку інформації про злочини i пригоди» (сокращенно — КОЗП), налоговая милиция — в «Книзі обліку інформації про злочини» (сокращенно тоже КОЗП). Русская устоявшаяся аббревиатура — КУЗП («Книга учета заявлений о преступлениях»). КУЗП является документом строгой отчетности, заполняется дежурным и хранится в дежурной части органа милиции (налоговой милиции).
Зарегистрированная в КУЗП информация в необходимых случаях подлежит проверке. И такая проверка не является плановой или внеплановой (т. е. проводимой контролирующими органами в порядке, определенном в Указе Президента Украины № 817). Это особый вид проверок — доследственная проверка, которая проводится правоохранительными органами согласно ст. 97 УПК.
ПЕРЕД ПРОВЕРКОЙ
Таким образом, органы милиции (налоговой милиции), не имея возбужденного уголовного дела, могут прислать своих сотрудников к вам на предприятие в порядке проверки поступившей информации только после ее регистрации в КУЗП и только с целью получить у сотрудников пояснения и истребовать необходимые документы. И НЕ БОЛЕЕ!
Ни о каких следственных действиях — обыске, выемке, изъятии и связанных с ними ограничениях для персонала предприятия (передвижений по офису и телефонных звонков) — речь в ст. 97 УПК Украины не идет!
Следует признать, что идея ссылаться на данную статью уголовно-процессуального кодекса — весьма удачный ход, своеобразная лазейка для «беспредельщиков»: мы, мол, пришли проверить информацию, что якобы само собой предполагает обыск, допросы, изъятие товаров и документов. Именно так они и поступают в большинстве случаев, пользуясь правовой неосведомленностью пред­принимателей.
КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ТАКОГО РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ
Первое, что вы можете спросить у визитеров, объясняющих свой приход проверкой «информации», — это регистрационный номер информации в КУЗП.
Объясните свое отнюдь не праздное любопытство так: «Я охотно с вами поговорю, дам пояснения и выдам все нужные документы. Но мне необходимо удостовериться в законности и обоснован­ности вашего прихода»,
«Беспредельщики» обычно берут нахрапом и стараются не документировать свои действия, не оставлять следов должностных преступлений. Поэтому «заказные» и «в поиске легкой добычи» «наезды» практически никогда не будут регистрировать в КУЗП, Напротив, известно много случаев, когда по «результатам» «наезда» информация постфактум регистрировалась в КУЗП и по уже «нарытым фактам» возбуждалось уголовное дело.
Услышав (что маловероятно) номер записи (если таковая существует), позвоните в дежурную часть милиции (если пришедшие — из органов МВД) или в дежурную часть налоговой милиции и попросите дежурного проверить, зарегистрировано ли под указанным номером какое-то преступление, совершенное якобы на вашем предприятии.
Объясните дежурному, что к вам пришли какие-то личности и, представившись сотрудниками ОБЭП (либо налоговой милиции), сказали, что хотят проверить информацию о преступлении, которая, мол, зарегистрирована под таким-то номером в КУЗП, Свои опасения по поводу законности проверки объясните примерно так:
«Если это действительно подтвердится, я буду всячески содействовать вашим сотрудникам в проверке. Я просто хочу, чтобы все было законно». Ведь никто не застрахован от заказного «наезда».
Что делать, если дежурный подтвердит наличие такой записи?
Прежде всего, потребуйте, чтобы цель визита была оформлена милиционерами письменно. Например, в виде письменного запроса, в котором было бы указано примерно следующее:
Помните!
В связи с проверкой информации о преступлении, имеющем отношение к вашему предприятию, зарегистрированной в КУЗП______(указать какого органа), №____ по ст. 97 УПК Украины, прошу выдать для ознакомления сотрудникам (название органа, должности и фамилии) следующие документы__________»
Вы должны и сами осознавать, и дать понять проверяющим, что ваши требования — это отнюдь не попытка избежать неприятной для вас процедуры, а вполне закономерное желание:
во-первых, удостовериться в законности их прихода, во-вторых, направить процесс в законное русло.
Если визит незаконен, ваши действия либо остановят «беспредельщиков», либо заставят их совершать ошибку за ошибкой, что в дальнейшем позволит вам обжаловать их действия в прокуратуру или в суд.
Но знайте, в законе нигде напрямую не сказано, что представители правоохранительных органов обязаны назвать вам номер регистрации, номер оперативно-розыскного дела и т. д. Но ни в одном законе также не сказано, что номер — это информация с ограниченным доступом.
А коль скоро ущемляются ваши права и наносится ущерб предприятию, вы имеете право поинтересоваться, на каком, собственно, основании это делается. Тем более, что вы не требуете назвать фамилию заявителя, вы хотите узнать только номер регистрации информации и насколько она имеет отношение к вашему предприятию, чтобы убедиться в законности прихода и всех дальнейших действий силовиков.
Напомню, ст. 97 УПК Украины предполагает получение пояснений и истребование документов. Поэтому, если пришедшие принесли письменный запрос со ссылкой на ст. 97 УПК Украины и указани­ем регистрационного номера в КУЗП, вы, как законопослушный гражданин, можете дать необходимые пояснения и выдать нужные документы для изучения их в офисе (на вынос — только ксерокопии).
Перед тем как получать пояснения, дознаватели должны под расписку довести до вас ваше конституционное право не давать никаких пояснений против себя и близких родственников (статья 63 Конституции Украины). На самом же деле этого НЕ ДЕЛАЮТ ПОЧТИ НИКОГДА! А это уже нарушение.
Давая же пояснения (в отличие от дачи показаний в ходе уже возбужденного уголовного дела), знайте, вы не несете ответственности за дачу ложных пояснений, вы можете в чем-то ошибаться, где-то допустить неточность. Можете вообще их не давать.
И ЗАПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ: ПОЛУЧЕНИЕ ПОЯСНЕНИЙ — ЭТО НЕ ДОПРОС, А ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ — НЕ ОБЫСК!
Не стесняйтесь напомнить об этом и милиционерам, как и о том, что самостоятельно открывать столы, шкафы, сейфы, доставать документы и предметы, милиционеры имеют право лишь при ОБЫСКЕ — процедуре, строго регламентированной УПК Украины и только в рамках возбужденного уголовного дела.
Однако практика свидетельствует, что силовики трактуют понятие «проверка» как меру процессуального принуждения: «.. .сидеть, никаких телефонных звонков, в туалет под конвоем...». Помните, принуждать вас к чему-нибудь в рамках проведения проверки никто не имеет права.
Ограничивать ваше перемещение, лишать возможности звонить по телефону и т. д. может лишь следователь и только в рамках и во время следственного действия — обыска либо выемки (ст. 183 УПК Украины).
Если же назревает конфликт, постарайтесь держать себя в руках и в рамках закона, не давайте им повода задержать вас под предлогом «злостного неповиновения законному распоряжению либо требованию сотрудника милиции». Учтите, что вас могут провоцировать. Посему оборона должна быть мягкой, как айкидо:
«Очень хочу вам помочь, но не могу... не вижу законных оснований…документы у адвоката... в архиве... бухгалтер в отпуске...»
Напоминаю о том, что безопаснее держать максимум документов вне офиса.
Что же будет, если вы не представите документы?
В этом случае налоговая милиция может применить к предприятию санкции, предусмотренные Законом Украины «О Государственной налоговой службе», например, заблокировать счет. Поэтому оборона должна быть грамотной: требуйте письменного оформления каждого их запроса и давайте письменные ответы, объясняющие невозможность удовлетворения их требований, со ссылками на действующее законодательство.
Сотрудники МВД (БЭП, БОП), в отличие от налоговиков, в случае невыдачи документов вообще не могут применить к вам никаких санкций! Для того чтобы добраться к желанным документам, им придется потратить немало сил и времени.
Во-первых, возбудить уголовное дело (если они пришли без возбужденного дела, то будьте уверены, что на данный момент оснований для возбуждения просто НЕТ!).
Во-вторых, добиться санкции прокурора и суда на производство обыска (!)
В-третьих, притащить следователя (согласно ст. 118 УПК Украины, в черте города следственные действия обязан проводить только следователь!) и найти либо... не найти столь желанные до­кументы. Невероятный сценарий.
Гораздо проще вас напугать приводом, задержанием, арестом и т. д., т. е. незаконными в данном случае мерами процессуального
воздействия (за применение которых при должной «раскрутке» они могут и срок схлопотать по ст. 371 У К Украины «Заведомо незаконный арест, задержание или привод»).
Получив ваш отказ, милиционеры должны развернуться и уйти. Практически же они предпочитают беззаконие: выгребают документы, терроризируют персонал, изымают товар.
ИЗЪЯТИЕ
В рамках таких «проверок» они часто проводят «изъятия». Согласно п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции», органам милиции (в том числе и налоговой) дано право «.. .по фактам нарушения законодательства... изымать документы, образцы сырья и продукции...» Но, во-первых, сделаем акцент на словах «по фактам нарушения законодательства». Во-вторых, процесс изъятия для органов дознания, действующих в правовом поле УПК Украины, регламентирован ст. 186 данного Кодекса.
В статье 186 УПК Украины все предельно ясно изложено. Изъятие проводится только в рамках следственных действий — обыска либо выемки, т. е. после возбуждения уголовного дела, а не до. Изъятие проводит следователь с соблюдением определенной процедуры.
Таким образом, все изъятия, которые проводят сотрудники МВД (ОБЭП, УБОП) до возбуждения уголовного дела, незаконны.
В привилегированном положении оказались сотрудники налоговой милиции, которые при изъятии документов могут лавировать между ст. 186 УПК Украины и Инструкцией ГНАУ № 316 «О порядке изъятия документов... свидетельствующих о сокрытии объектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей», зарегистрированной в Минюсте.
Согласно данной Инструкции, они могут изымать документы еще до возбуждения уголовного дела — по результатам проверок налоговой инспекции. Однако процедура изъятия документов строго регламентирована той же Инструкцией: выписывается Постановление об изъятии (на бланке строгой отчетности) и составляется опись документов с фиксацией их содержания.
Изымать же товар партиями (как это делается сплошь и рядом), налоговые и прочие милиционеры имеют право только после возбуждения уголовного дела.
ОСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Поняв, что события начинают разворачиваться по «беспредельному» сценарию, объявите: «Я хочу позвонить своему адвокату», и попытайтесь действительно позвонить. В 99 случаях из 100 вам не позволят этого сделать.
Не отчаивайтесь, данное ваше заявление — всего лишь тест. Если не дают позвонить адвокату — это лишнее подтверждение того, что все происходящее далеко от законности.
Следующим шагом должна быть ваша попытка позвонить прокурору, чтобы сделать заявление о совершаемом преступлении — превышении власти (чтобы дать ход этому делу, на следующий день необходимо будет подать в прокуратуру письменное заявление о возбуждении уголовного дела. Прокурор обязан его принять на основании ст. 97 УПК Украины и отобрать у милиционеров пояснения).
Контролеров это должно заставить задуматься. Если же вам и в этом случае запретят воспользоваться телефоном, зафиксируйте этот факт, как еще одно вопиющее нарушение закона.


Copyright MyCorp © 2024