Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 04.05.2024, 22:45
 

Адвокат Одесской областной коллегии адвокатов

Черновол Артур Александрович

Главная
К Вам пришли из прокуратуры



Структура подчиненности:
• районная и межрайонная прокуратура, городская прокуратура;
• областная прокуратура;
• Генеральная прокуратура Украины
При проведении проверок работники прокуратуры в своей деятельности руководствуются Законом Украины «О прокуратуре» от 05.11.1991 года.
В ст. 1 Закона Украины «О прокуратуре» сказано, что надзор за соблюдением и правильным применением законов различными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. А в ст. 6 вышеуказанного Закона закреплен принцип организации и деятельности прокуратуры: «Принимать меры по устранению нарушений закона, от кого бы они ни исходили...»
Следовательно, при нарушении законов работники прокуратуры уполномочены проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности любых форм собственности, в том числе и не­государственных.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона Украины «О прокуратуре» проверка выполнения законов проводится по заявлениям и уведомлениям о нарушении законности, требующим прокурорского реа­гирования, а при наличии оснований — также по собственной инициативе прокурора.
Поводом для проведения проверок могут стать:
заявления и жалобы граждан;
• материалы проверок органов управления и контроля;
• сообщения средств массовой информации;
• материалы анализа состояния законности, проводимого прокуратурой;
• материалы статистики, надзорной, следственной, судебной практики.
Таким образом, прокуратура имеет широкий круг возможностей для прихода с проверкой на предприятие любой формы собственности. Чрезвычайно обширны и полномочия, которыми наделяются прокурорские работники в ходе проверки.
Однако не стоит прежде времени пугаться. Прокурор вовсе не обязательно использует во время проверки весь этот зловещий арсенал. Даже наоборот, практика показывает, что обычно его инте­ресует какой-то один вопрос деятельности проверяемого.
Наконец, перейдем от прокурорских прав к гражданским обязанностям. Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, которые выясняются прокурорской проверкой. Уклонение от явки влечет наложение штрафа на гражданина от 3 до 8, а на должностных лиц — от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, согласно ст. 1858 Кодекса об административных правонарушениях. Но самое главное — в таких случаях «уклонист» по постановлению прокурора может быть доставлен принудительно органами милиции.
Помните!
«ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ ПРОВОДИТСЯ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ И ДРУГИМ СООБЩЕНИЯМ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ, ТРЕБУЮЩИМ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ, А ПРИ НАЛИЧИИ ПОВОДОВ — ТАКЖЕ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПРОКУРОРА. ПРОКУРАТУРА НЕ ПОДМЕНЯЕТ ОРГАНЫ ВЕДОМСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ И НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕСЛИ ТАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ».
Ст. 19 «Предмет общего надзора» Закона Украины «О прокуратуре»
При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона Украины «О прокуратуре» имеет право:
• возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное или административное производство (выбор мер производится по усмотрению самого прокурора, в зависимости от характера нарушений закона и последствий, к которым привели эти нарушения);
• давать предписания или вносить представления об устранении очевидных нарушений закона;
• обращаться в хозяйственный суд с иском в интересах государства, но не в интересах отдельных предприятий, учреждений и организаций (в соответствии с ч. 1 ст. 2 Хозяйствен­ного процессуального кодекса и Решения Конституционного Суда Украины от 08.04.1999 г.). Прокурор или его заместитель самостоятельно определяет и обосновывает в исковом заяв­лении, в чем состоит угроза или нарушение интересов государства.
Наиболее выгодный для проверяемого результат прокурорской проверки — предписание или представление. Кстати, практика показывает, что именно этими документами в большинстве случаев проверки и заканчиваются.
Предписание и представление — это правовые акты прокурора, которые выносит сам прокурор или его заместитель либо должностному лицу, допустившему нарушение, либо вышестоящему органу или должностному лицу, которые правомочны устранить данные нарушения закона.
Отличия предписания и представления состоят в следующем:
предписание выносится только в тех случаях, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может причинить существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, организации и гражданам, если не будет немедленно устранено. Предписание подлежит немедленному исполнению (ст. 22 Закона Украины «О прокуратуре»);
представление же выносится в случаях, когда выявленные прокурором нарушения носят систематический характер и определены причины и условия, способствовавшие нарушениям. Рассматрива­ется представление в месячный срок, о принятых решениях сообщается прокурору (ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре).
Важно отметить, что законодательство не уточняет, в каких случаях избирается та или иная форма прокурорского реагирования. В каждом конкретном случае проверяющий сам определяет, какой документ целесообразнее вынести по итогам проверки.
Если должностное лицо оставляет без рассмотрения предписания или представления прокурора, а также дает несвоевременный ответ на представление или предписание, это влечет наложение штрафа от 5 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан, согласно п. 2 ст. 1856 Кодекса об административных правонарушениях. В отдельных случаях, когда невыполнение прокурорских требований наносит существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, отдельным интересам юридических лиц, или если эти действия повлекли тяжкие последствия, может наступить уголовная ответственность (ст. 367 Уголовного кодекса Украины).
Помните!
ПРАВА ПРОКУРОРА:
• «БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ПО УДОСТОВЕРЕНИЮ, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕМУ ЗАНИМАЕМУЮ ДОЛЖНОСТЬ, ВХОДИТЬ В ПОМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ;
• ТРЕБОВАТЬ ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕШЕНИЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, ПРИКАЗЫ, ДРУГИЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ КОММЕРЧЕСКУЮ ИЛИ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ ИЛИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И МЕРАХ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ;
• ПИСЬМЕННО ТРЕБОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ПРОКУРАТУРУ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УКАЗАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ОПЕРАЦИЙ И СЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕРКОЙ;
• ТРЕБОВАТЬ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК, РЕВИЗИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДЧИНЕННЫХ И ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ;
• ВЫЗЫВАТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН, ТРЕБОВАТЬ ОТ НИХ УСТНЫХ ИЛИ ПИСЬМЕННЫХ ОБЪЯСНЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОВ».
Ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О прокуратуре»
Законодательством не предусмотрено право прокурора ограничивать ведение хозяйственной деятельности. В ч. 2 ст. 19 Закона Украины «О прокуратуре» сказано, что прокуратура не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, прокурор не может, например, опечатать склад или конфисковать товар.
Правда, в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона Украины «О прокуратуре» для проведения проверок прокурор может привлекать работников других структур и ведомств, а они, уже в рамках своей компетенции и в строгом соответствии с законом, могут совершать действия, ограничивающие ведение хозяйственной деятельности.
Что касается изъятия документов, то в соответствии со статьями 8 и 20 Закона Украины «О прокуратуре» прокурор может письменно затребовать для проверки оригиналы или заверенные копии документов (на свое усмотрение).
Собственно же процедуру выемки определенных документов прокурор может оформить только в том случае, если во время проверки обнаружены признаки преступления и возбуждено уголовное дело. В этом случае в присутствии двух понятых составляется в двух экземплярах протокол выемки и опись изъятия документов. Понятые должны расписаться в обоих протоколах, после чего один из экземпляров документа должен быть вручен руководителю предприятия или его представителю (ст.ст. 186, 188, 189 Уголовно-процессуального кодекса Украины).
Как себя вести, если вас проверяют работники прокуратуры
Как правило, прокурор приходит по каким-то конкретным и не слишком значительным поводам. В случае если предприятие подозревают в действительно крупных нарушениях, проверять его придет не прокурор, а, например, сотрудники милиции или налоговой службы. Тут надо понимать, что прокуратура каждый день получает огромное количество жалоб. Если прокурор, рассматривая их, видит, что может самостоятельно разобраться в ситуации, он начинает проверку. Поскольку прокурор следит за соблюдением законности в целом, поводом для его прихода может стать, к примеру, жалоба уволенного с предприятия работника или что-то в подобном роде.
Иначе говоря, по определению, когда приходит прокурор, с большой степенью вероятности можно предположить, что оснований для возбуждения уголовного дела или более глубокой проверки деятельности предприятия нет. В отличие от работников налоговой службы и милиции, сотрудники прокуратуры чаще всего не склонны искать нарушения «любой ценой», обычно они преследуют другую цель — разобраться в ситуации по поступившей жалобе.
Приходя на предприятие, прокурор может и не называть причину своего появления, однако характер запрошенных им материалов всегда укажет вам на то, что именно служит предметом проверки. В отличие от других правоохранителей, прокурор обычно приходит один, а значит, он физически не имеет возможности охватить большой объем информации и проверяет лишь ту часть, которая послужила непосредственным поводом для его прихода.
Сроки предоставления информации по прокурорскому запросу законодательством не оговорены: они определяются самим прокурором в каждом конкретном случае, в зависимости от объема запрошенного материала. Так что паниковать в случае появления прокурора на предприятии не стоит. Нужно, учитывая все вышесказанное, квалифицированно доказать, что нарушений в вашей деятельности нет. Либо же, если они есть, убедить проверяющего, что они не столь значительны и могут быть устранены вами самостоятельно.
Помните, сам по себе прокурорский приход далеко не всегда чреват для предприятия негативными последствиями. А те прямые меры воздействия, которые прокурорские работники имеют право применять, предполагают самостоятельное, т. е. силами самого проверяемого, устранение обнаруженных нарушений. Поэтому прокурорская проверка — тот редкий случай, когда нападение не является лучшим способом защиты. В связи с чем предлагается следующий алгоритм поведения.
Если прокурор приходит с проверкой, наиболее удачный вариант обороны — сотрудничество. Предоставьте прокурорскому работнику требуемые им материалы и максимально удовлетворите его любопытство.
Если этого не сделать, он все равно добьется своего, поручив проверку другим компетентным органам — милиции или налоговикам, которые, в отличие от прокурора, имеют все возможности заблокировать хозяйственную деятельность предприятия. До такого развития событий ситуацию лучше не доводить. Желательно, чтобы отсутствие нарушений в работе фирмы сотруднику прокуратуры доказывали квалифицированный юрист и руководитель предприятия: большую роль здесь играет искусство человеческого общения.
Ведите себя открыто и будьте доброжелательны.
Такое поведение вызывает доверие. Поэтому, даже обнаружив нарушения, прокурор, скорее всего, вынесет представление или предписание, предполагающее самостоятельное устранение нарушений.
Если же проведенная проверка или принятые по ней решения прокурора не соответствуют закону, а также если работниками прокуратуры были превышены полномочия, обжалуйте эти действия и решения вышестоящему прокурору.
Кроме того, в соответствии с изменениями от 12.07.2001 г. в Законе Украины «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса действия прокурора могут быть оспорены в суде.


Copyright MyCorp © 2024