Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 01:20
 

Адвокат Одесской областной коллегии адвокатов

Черновол Артур Александрович

Главная
К ВАМ ПРИШЛИ ИЗ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ


К ВАМ ПРИШЛИ ИЗ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ
Как вести себя, если на предприятие пришли сотрудники контрольно-ревизионной службы. Практика показывает, что зачастую, пользуясь некоторой неточностью законодательства, сотрудники КРСУ приходят и пытаются проверить все, что заметит их зоркий ревизорский глаз. Чаще всего КРСУ выходит за рамки своих полномочий, проверяя полноту начисления налогов. О том, как успешно противостоять возможным незаконным действиям ревизоров из КРСУ, о круге их полномочий, о возможных результатах их прихода на предприятие и о методах общения с ними рассказывается в данной, заключительной главе.
Кто имеет право наслать на вас КРСУ
Вот исчерпывающий перечень правоохранительных органов, имеющих право обращаться к КРСУ с поручениями о проведении проверок и ревизий:
• Органы прокуратуры — в соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О прокуратуре».
• Органы Министерства внутренних дел (руководители районных и городских отделений милиции, руководители специальных подразделений МВД по борьбе с организованной преступностью) — в соответствии с п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции»; п.п. 5 п. 5 Положения о Государственной службе борьбы с экономической преступностью; Инструкцией «Об организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов».
• Подразделения налоговой милиции органов государственной налоговой службы Украины — в соответствии со ст. 22 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине».
• Специальные подразделения Службы безопасности Украины по борьбе с коррупцией и организованной преступностью — в соответствии с пп. «в» п. 2 ст. 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью».
• Следователи и прокуроры в уголовных делах, находящихся в их производстве — в соответствии со ст. 66 Уголовно-процессуального кодекса Украины.
• Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины — в соответствии с пп. «в» п. 2 ст. 12, а также ст. 5 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»; пп. 6 п. 4 Временного положения о Координационном комитете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Круг полномочий КРСУ
Главный акт, регламентирующий работу КРСУ — Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», — был принят еще 26.01.1993 года. Согласно ст. 2 этого Закона, КРСУ предоставлено право контроля только в отношении средств и материальных ценностей государственных органов и организаций.
Субъекты предпринимательской деятельности (предприятия, организации, хозяйственные общества, объединения предприятий, союзы любых форм собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности) могут проверяться контрольно-ревизионными органами (по собственной инициативе этих органов) лишь в отдельных случаях.
Помните!
«ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ ПРОВОДЯТ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРОКУРОРА ИЛИ СЛЕДОВАТЕЛЯ, ВЫНЕСЕННОМУ В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА.
ПО ПОРУЧЕНИЮ ПРОКУРАТУРЫ, МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ, НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ ПРОВОДЯТ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ НА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ».
Из ст. 14 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» № 2939 от 26.01.1993 г.
Стоит отметить, что ранее подобные проверки осуществлялись еще по постановлениям лиц, проводящих дознание. Однако Приказом ГлавКРУ№ 98 от 01.12.2000 года внесены изменения в Ин­струкцию «Об организации проведения ревизий и проверок органами КРСУ по обращениям правоохранительных органов». Согласно этим изменениям, из текста Инструкции исключены положения, предусматривающие проведение проверок и ревизий по постановлениям лиц, проводящих дознание. И хотя ст. 66 УПК предусматривает проведение экспертизы и по поручению данных лиц, но в ней не конкретизировано, каким именно органам дознаватели поручают проведение проверок. Статья 14 Закона «О контрольно-ревизионной службе в Украине» предусматривает возможность проведения проверок и ревизий субъектов предпринимательства только по постановлению прокурора или следователя, вынесенному в ходе расследования уголовного дела. А поскольку в вопросах компетенции КРСУ нормы Закона «О контрольно-ревизионной службе в Украине» являются специальными по отношению к положениям УПК, то именно нормы специального Закона и подлежат применению. Что и зафиксировано в измененной Инструкции.
Аналогичное поручение может дать Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины. Полномочия Комитета установлены Законом Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», п. 2 ст. 12 которого содержит общую норму о специализированных органах, а ст. 5 этого же Закона относит к таким органам, среди прочих, и Координационный комитет. Те же полномочия Комитета определены пп. 6 п. 4 Временного положения о Координационном комитете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью и уже упоминавшейся Инструкцией «Об организации проведения ревизий и проверок органами КРСУ по обращениям правоохранительных органов».
Провести проверку КРСУ может и по поручению органов Министерства внутренних дел. Подобные полномочия МВД предусмотрены и п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции». Указанный пункт предусматривает общее (универсальное) право органов МВД поручать проведение ревизий. А то, какие именно органы МВД вправе поручать ревизии КРСУ, подробно расписано в Инструкции «Об органи­зации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов». К таким органам Инструкцией отнесены:
• руководители районных и городских отделений милиции;
• руководители специальных подразделений МВД по борьбе с организованной преступностью;
• руководители подразделений Государственной службы борьбы с экономической преступностью.
Очень часто КРСУ проводит проверки по поручению подразделений налоговой милиции органов государственной налоговой службы Украины — в соответствии со ст. 22 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине». Стоит отметить, что в п. 13 ст. 11 того же Закона в качестве «поручающих» фигурируют «налоговые органы». Но это не означает, что КРСУ может прийти к вам по просьбе налогового инспектора. Дело в том, что к правоохранительным органам относится именно налоговая милиция, а не вся служба. И лишь правоохранители имеют право поручать проведение ревизий!
Подробно порядок проведения проверки (ревизии) регламентируется упоминавшейся Инструкцией «Об организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов», в которой учтены и систематизированы большинство положений упомянутых законодательных актов. Из текста Инструкции, кроме всего прочего, следует, что КРСУ взаимодействует с правоохранительными органами в вопросах осуществления финансового контроля на основах самостоятельности решений, независимости в действиях, невмешательства в сферу компетенции друг друга.
ЗАПОМНИ!
«КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЯВЛЯЮТСЯ... ОРГАНЫ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ — КАСАТЕЛЬНО
• БЮДЖЕТНЫХ ЗАЙМОВ;
• ЗАЙМОВ И КРЕДИТОВ, ГАРАНТИРОВАННЫХ СРЕДСТВАМИ БЮДЖЕТОВ;
• ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОТАЦИЙ, СУБСИДИЙ И ДРУГИХ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ;
• СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ;
• НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
КОНТРАКТОВ, АВАНСИРОВАННЫХ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ».
Из Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности» № 817 от 23.07.1998 г. 
Что КРСУ может проверять «от имени и по поручению»
В соответствии с пп. 2.5. п. 2 Инструкции «Об организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов», цель проверки негосударственного предприятия или организации определяется органом, который поручил ее проведение. Таким образом, круг вопросов, подлежащих рассмотрению органами контрольно-ревизионной службы, определяется данным правоохранительным органом.
Абсолютно четко определена сфера полномочий КРСУ в случаях, когда проверка поручается органами налоговой милиции.
ЗАПОМНИ!
«ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ ИМЕЮТ ПРАВО... В СЛУЧАЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ:
• ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ;
• ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ РАСЧЕТОВ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОВАРНО-КАССОВЫХ КНИГ;
• ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИМИТОВ НАЛИЧНОСТИ В КАССАХ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗА ТОВАРЫ, РАБОТЫ, УСЛУГИ
ДАВАТЬ ПОРУЧЕНИЯ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИЙ».
Из ст. 11 Закона Украины «О Государственной налоговой службе в Украине»
И это хорошо, поскольку в подавляющем большинстве известных нам случаев КРСУ приходит в негосударственные структуры именно по поручению налоговиков. Таким образом, во-первых, налоговая милиция уполномочена давать поручения контрольно-ревизионной службе на проведение ревизий только в одном из вышеперечисленных случаев, во-вторых, по поручению налоговой милиции органы КРСУ осуществляют контроль только в форме ревизии. То есть в результате работы КРСУ для предпринимателя все ограничивается фактом проверки и выводами, а штрафы КРСУ не применяет.
Помните!
«КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
• ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ — В ОТНОШЕНИИ ВВОЗНОЙ И ВЫВОЗНОЙ ПОШЛИНЫ, НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ...
• УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ —
В ОТНОШЕНИИ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ;
• УЧРЕЖДЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ — В ОТНОШЕНИИ ВЗНОСОВ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ;
• НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ — В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В БЮДЖЕТЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ, КРОМЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ;
...ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКИ СВОЕВРЕМЕННОСТИ, ДОСТОВЕРНОСТИ, ПОЛНОТЫ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ, ПО ЗАПРОСАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ».
Из Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» № 2091 от 21.02.2001 г.
Практика показывает, что зачастую, пользуясь некоторыми неточностями в законодательстве, КРСУ выходила за рамки перечисленных полномочий, проверяя, например, полноту начисления налогов. Однако принятый Закон «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» многое расставил по своим местам. Регламентирован исчерпывающий перечень органов, контролирующих отношения в сфере уплаты налогов.
Что касается поручений других правоохранительных органов, то законодательство не описывает подробно круг вопросов, по которым правоохранители могут поручить КРСУ проверить предпри­нимательскую структуру. В каждом конкретном случае это имеет индивидуальный характер и является производным от сферы деятельности того или иною правоохранительного органа. Сотрудников КРСУ в этих случаях привлекают как специалистов для проведения ревизий в различных финансовых и хозяйственных (неналоговых!) сферах деятельности предприятия.
Что может сделать КРСУ после проверки
Факты нарушений законодательства должностное лицо государственной КРСУ оформляет актом ревизии или справкой (докладной запиской) о проверке, в которых четко излагается содержание нарушения с указанием конкретных пунктов и статей нарушенных норм законодательных актов.
Штрафные же санкции применяются органами государственной налоговой службы на основании материалов проведенных проверок и представлений государственной контрольно-ревизионной службы. То есть акт, составленный по результатам ревизии, проведенной КРСУ по поручению правоохранителей, не приводит к прямым неприятностям для предпринимателя: он не может напрямую использоваться контролерами для взыскания средств. Акт передается органу, вынесшему постановление или поручение на проведение ревизии, и может в дальнейшем использоваться только этим органом.
Отметим, что в Законе Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» существует п. 10 ст. 10, однако его нормы фактически не могут быть применены с введением в действие Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Но и до этого суды признавали незаконными финансовые санкции КРСУ. В своих решениях они руководствовались ст. 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», в которой перечисляются общие полномочия КРСУ. Суды определили, что даже в случае проведения проверок по поручениям правоохранительных органов, КРСУ обязана действовать в рамках своих полномочий.
КРСУ порой явно превышает свои полномочия, вынося по результатам проверки собственное решение о доначислении налоговых платежей. В последнее время таких случаев стало меньше: пик подобных нарушений пришелся на 1997—1998 годы. Тогда же суды наработали большую практику разбирательств по таким делам. Результат: решения КРСУ в части доначисления налоговых платежей признавались недействительными. Просто по формальным основаниям, поскольку служба не имела соответствующих полномочий. Более того, суд признавал недействительными даже решения налоговой службы о доначислении налоговых платежей, если налоговики основывали свое решение не на собственном акте проверки, а на акте КРСУ.
Акт, составленный по результатам ревизии, проведенной КРСУ по поручению правоохранителей:
• не может напрямую использоваться контролерами для взыскания средств, а передается органу, вынесшему постановление или поручение на проведение ревизии;
• может в дальнейшем использоваться только органом, вынесшим постановление или поручение на проведение ревизии.
Что делать в случае визита сотрудника КРСУ
Главным основанием для проверки КРСУ является наличие у органа данной службы поручения, которое в соответствии с Инструкцией «Об организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов» должно содержать:
• все реквизиты проверяемого объекта, его местонахождение, данные о его организационно-правовой форме;
• краткое изложение финансовых нарушений;
• конкретные вопросы в отношении соблюдения законодательства по финансовым вопросам, на которые необходимо дать ответ;
• период, в течение которого следует проверить деятельность предприятия, учреждения или организации по поставленным вопросам.
В случае отсутствия такого поручения ревизия (проверка) со стороны КРСУ является неправомерной, что дает право отказать контролерам в ее проведении.
В соответствии с Указом Президента Украины «О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности» предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности рекомендуется ведение журналов проверок. Отказ представителей контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения их к проведению проверки.
Помните!
«РЕКОМЕНДОВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМ... ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛОВ ПОСЕЩЕНИЯ ИХ И ИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ. ОТКАЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА ОТ ПОДПИСИ В ЖУРНАЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ НЕДОПУЩЕНИЯ ЕГО К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ».
Из ст. 7 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности» № 817 от 23.07.1998 г.
Кроме того, на органы контрольно-ревизионной службы в полной мере распространяются те требования упомянутого Указа Президента, которыми количество плановых проверок субъектов пред­принимательской деятельности ограничено до одной в год.
Наконец, неправомерные действия органов КРСУ могут быть обжалованы и в суде. Если служба принимает решение о применении к субъектам предпринимательской деятельности финансовых санкций с превышением своих полномочий, то такие решения подлежат признанию недействительными в судебном порядке.


Copyright MyCorp © 2024