Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 00:45
 

Адвокат Одесской областной коллегии адвокатов

Черновол Артур Александрович

Главная
К ВАМ ПРИШЛИ ИЗ СЭС


        Законом предусмотрено два вида проверок специалистами СЭС: плановые и внеплановые. Плановые проверки, естественно, поводятся согласно планам самой СЭС. Внеплановые           же осуществляются по сообщениям предприятий, учреждений и организаций и по заявлениям граждан.
Обязательные внеплановые проверки проводятся во время:
• проведения санитарных и противоэпидемиологических мероприятий, выполнения программ профилактики заболеваний;
• обследования объектов и сооружений, которые вводятся в эксплуатацию;
• рассмотрения предложений относительно отвода земельных участков под застройку и другие виды землепользования, под места водозаборов и сброса сточных вод, под размещение промышленных и других объектов;
• выдачи разрешения на осуществление деятельности, занятие которой требует разрешения СЭС (например, если вы хотите открыть стоматологический кабинет, к вам придут для обследования помещения и оборудования и т. д.);
• расследования причин и условий возникновения профессиональных или инфекционных заболеваний и т. д.
В других случаях государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем выборочных проверок в зависимости от санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации.
Существует еще такое понятие, как государственная санитарно-гигиеническая экспертиза действующих объектов. Согласно действующему санитарному законодательству, решение о необходимости и периодичности ее проведения принимается самостоятельно каждой СЭС. То есть любой визит к вам специалистов СЭС может быть оправдан необходимостью проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы действующего объекта (т. е. вашего предприятия).
ПОЛНОМОЧИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЭС
Начнем с того, что санитарные врачи и их помощники, согласно Закону, могут беспрепятственно входить на территорию предприятия.
Они имеют право получать информацию, материалы и документы, статистические данные, разумеется, не выходящие за рамки их профессиональных интересов.
Они имеют право отбирать образцы товаров для проведения экспертизы.
По окончании проверки специалисты СЭС (врачи или их помощники) составляют акт. А при обнаружении каких-либо нарушений санитарного состояния — еще и протокол. После чего санитарный врач должен предложить руководителю предприятия устранить обнаруженные нарушения.
Далее наступает черед главного государственного санитарного врача соответствующего уровня. На основании протокола о нарушении санитарного законодательства, составленного проверяющим санврачом или помощником санврача, руководитель СЭС составляет акты реагирования: постановление, предписание или представление.
ШТРАФЫ И САНКЦИИ
За нарушение санитарных норм или невыполнение распоряжений, предписаний, постановлений главного санитарного врача на должностных лиц предприятий, виновных в этих правонарушениях, налагается административный штраф от 6 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан. Следует сказать, что это больше, чем административный штраф за налоговые правонарушения.
Но штрафы, даже такие большие, — это еще не самое страшное. Гораздо серьезнее выглядит другое наказание — финансовые санкции.
За передачу заказчику или в производство проектной, конструкторской или технологической документации, несоответствующей санитарным нормам (а попросту говоря, не согласованной с СЭС), для разработчика предусмотрена финансовая санкция в размере 25% от суммы стоимости разработки.
За реализацию продукции, не соответствующей санитарным нормам, запрещенной к выпуску, а также импортной продукции, не соответствующей отечественным стандартам, которая может нанести ущерб здоровью людей, предприятие могут оштрафовать на 100% суммы реализованной (выпущенной) продукции.
Если же предприниматель уклонился от предъявления продукции, подлежащей контролю, его оштрафуют на 25% от суммы стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения.
Согласно «Порядку применения финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства», главный государственный санитарный врач, получив протокол о нарушении санитарного законодательства, обязан рассмотреть дело в течение 15 дней. При чём дело должно рассматриваться в присутствии представителя предприятия, который имеет право знакомиться с материалами дела, давать пояснения, заявлять ходатайства. В рассмотрении дела имеют право принимать участие эксперт и свидетели. Словом, какое-то подобие суда, правда, без ведения протокола. Учитывая последнее, представителю предприятия при рассмотрении дела желательно воспользоваться записывающим устройством, чтобы дальнейшем приложить диктофонную запись (допустим, доказывающую пристрастность главврача) к заявлению в суд или к жалобе вышестоящему санитарному врачу.
Штрафы и финансовые санкции предприятию предлагают уплатить добровольно в течение 15 дней.
Если предприятие отказывается платить, то взыскание происходит в судебном порядке (что совсем неплохо, учитывая, что в суде появится еще одна возможность доказать свою правоту).
Если санврачи обнаружат на вашем предприятии нарушение санитарных норм, для устранения которых потребуется значительное время и усилия, то одним штрафом и распоряжением «устранить» вы вряд ли отделаетесь. Скорее всего, к вам применят так называемые административно-предупредительные меры. Они бывают разные, в зависимости от степени нарушения.
Например, если вы при строительстве объекта незначительно отступили от проекта, что совершенно не грозит здоровью окружающих, к вам могут применить так называемое ограничение, т. е. ограничение ведения отдельных строительных операций до тех пор, пока не будут устранены отступления от проекта или эти отступления не будут внесены в проект и согласованы с СЭС.
Если же строительство ведется по проекту, вообще не согласованному с СЭС, то мерой воздействия будет временный запрет на строительство данного объекта.
На применение административно-предупредительных мероприятий необходимо отдельное постановление руководителя СЭС, которое должно содержать в себе:
• место и дату вынесения;
• должность, фамилию, имя и отчество лица, которое вынесло постановление;
• обстоятельства, из-за которых было вынесено постановление;
• ссылку на нормативный акт;
• конкретное действие, которое должен совершить нарушитель или от которого он должен воздержаться;
• срок исполнения постановления; порядок оспаривания;
• предупреждение об ответственности за неисполнение постановления;
• указание, кто ответственен за исполнение.
Постановление должно быть подписано тем же лицом, которое его вынесло.
Его могут вручить под расписку, прислать рекомендованным письмом или передать по одному из средств связи.
ОПЕЧАТЫВАНИЕ
Для обеспечения исполнения своего постановления «сэсники» обычно применяют опечатывание (опломбировку) помещений, источников энергии, сырья, механизмов, транспортных средств и т. д.
После опечатывания (опломбировки) составляют соответствующий акт, один экземпляр которого отдают представителю администрации предприятия.
Интересно, что в «Инструкции о порядке применения государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины административно-предупредительных мер» предусмотрена процедура повторного опечатывания «в случае неумышленного нарушения целостности печати (пломбы)». Ну, случайно сорвала пломбу неграмотная уборщица. За это ответственность не предусмотрена. Но вот если то же самое сделали умышленно, наказание последует неминуемо: составят протокол и передадут в компетентные органы (правда, в какие Инструкция не уточняет, как и не говорит, какая же ответственность предусмотрена за такое «ужасное» правонарушение).
В той же Инструкции есть замечательная фраза: «Если при обеспечении практического выполнения постановления должностное лицо госсанэпидемслужбы испытывает отпор (активный или пассивный), то оно имеет право обратиться за помощью к работникам внутренних дел».
ИЗЪЯТИЕ
В Законе Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» предусмотрена также такая мера пресечения нарушения санитарного законодательства, как изъятие из реализации (конфискация) опасных для людей продуктов питания, химических веществ и т. д. В данном Законе была допущена терминологическая неточность.
Ведь в соответствии с ч. 6 ст. 41 Конституции Украины конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных Законом.
Следовательно, любое решение государственного санитарного врача о конфискации (именно о конфискации, а не об изъятии) имущества может быть оспорено как незаконное!
В то же время органы СЭС действительно имеют право принять обязательное для исполнения решение об изъятии из оборота некачественной, опасной продукции.
Порядок проведения изъятия из оборота такой продукции и дальнейшего обращения с ней устанавливается, в частности, Законом Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожения или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции» от 14.01.2000 года.
Некоторые положения о порядке изъятия из оборота пищевых продуктов, пищевой продукции и сопутствующего сырья можно найти и в ст. 22 Закона Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» от 23.12.1997 года. Данной нормой Закона, в частности, установлено правило, в соответствии с которым изъятые из оборота продукты и пищевая продукция подлежат соответствующей государственной санитарно-гигиенической либо иной экспертизе (ветеринарно-гигиенической, товарной) для определения путей ее дальнейшей утилизации, уничтожения и т. д.
ЗАПОМНИ!
«ПОСТАНОВЛЕНИЕ (О ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЯХ) МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОТЕСТОВАНО ПРОКУРОРОМ. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ, ВЫНЕСШИМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ, В ДЕСЯТИДНЕВНЫЙ СРОК СО ДНЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТЕСТА.
ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПРОТЕСТА ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ВЫНЕСШЕЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ, МОЖЕТ:
 ОСТАВИТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, А ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА — БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ;
• ОТМЕНИТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ И ЗАКРЫТЬ ДЕЛО».
П. 3.8 «Порядок применения финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства», утвержден приказом Минздрава Украины от 20.07.1995 г.
Частью 1 ст. 22 данного Закона определен перечень продукции, которая подлежит изъятию из оборота: некачественные, опасные, фальсифицированные, неправильно маркированные пищевые продукты, те пищевые продукты, которые не получили позитивного вывода государственной санитарно-гигиенической экспертизы и сертификата соответствия или срок пригодности к употреблению которых закончился, а также пищевые продукты, продовольственное сырье и сопутствующие материалы, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество и безопасность.
Частью 4 ст. 22 Закона также установлена норма, в соответствии с которой изъятая продукция должна быть немедленно возвращена ее собственнику в случае, если по результатам экспертизы не будут установлены отклонения от установленных требований по качеству и безопасности, а также подтверждается право собственника такой продукции на компенсацию причиненного материального ущерба.
Итак, ни одна служба в Украине не обладает такими обширными полномочиями, как санитарно-эпидемиологическая. Судите сами: могут беспрепятственно входить (как пожарные), проверять документы, опечатывать помещения (как пожарные, налоговая милиция, милиция), изымать образцы и товар (как налоговая милиция), составлять акты, протоколы (как милиция, налоговая милиция), постановления (как Кабинет Министров, прокуратура и суд), предписания и представления (как прокуратура), штрафовать и применять финансовые санкции.
КАК ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ СЭС
Для начала оговоримся, что под словом «решение» мы подразумеваем не документ (такого документа СЭС не издает), а волеизъявление должностного лица, которое получает свое отражение в постановлении, предписании и прочих актах СЭС.
Согласно Закону Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», обжаловать постановление о применении к вашему предприятию финансовых санкций или другой документ СЭС, повлекший неприятные правовые последствия для вашего предприятия, можно вышестоящему главному государственному санитарному врачу или в суде в течение месяца.
Такой же срок для обжалования установлен и «Инструкцией о порядке применения Главной государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины административно-предупредительных мер». Но вот в «Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине» срок обжалования почему-то сокращен до 10 дней. Если вы не успели оспорить решение СЭС в течение 10 дней, то воспользуйтесь дарованным вам Законом месячным сроком и обязательно сошлитесь на Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения».
Но следует сказать, что обжалование принятого решения не приостанавливает его действия. Если вы подаете жалобу вышестоящей инстанции, то ее обязаны рассмотреть в течение 10 дней.
В жалобе должны содержаться:
• полное наименование и юридический адрес предприятия;
• сведения о постановлении, которое обжалуется (номер, дата, кто вынес);
• аргументация жалобщика.
Но в любом случае вам не помешает обратиться еще и в суд.
Если вы обратитесь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления (предписания и т. д.) главного государственного санитарного врача СЭС, то доказательствами вашей правоты могут служить только документы: например, экспертные выводы, сделанные независимыми экспертами.
В суд общей юрисдикции вы можете обратиться на неправомерные действия конкретного работника СЭС. В таком случае вашими доказательствами, кроме всего прочего могут служить показания свидетелей (что немаловажно).
В соответствии со ст. 10 Закона Украины «О судебной экспертизе» экспертами могут выступать лица, которые имеют необходимые знания для дачи вывода по исследуемым вопросам. При этом такие лица, согласно ст. 11, должны быть дееспособными и не иметь судимости. Это означает, что при предоставлении вывода, который был составлен лицом, имеющим специальные знания, необходимо доказать компетентность этого лица в данном вопросе (наличие диплома, документа об аттестации судебного эксперта в МОЗ, документ о наличии указанного лица в регистре аттестованных судебных экспертов, который ведется Министерством юстиции).
Такой вывод эксперта должен содержать детальное описание произведенных исследований и выводы, сделанные в их результате.
Если суд усомнится в экспертном заключении, предоставленном истцом, он может назначить судебную экспертизу и привлечь к работе того эксперта, которого посчитает нужным.
Перечень аккредитованных учреждений, организаций и заведений в Системе сертификации УкрСЕПРО относительно испытания продукции на соответствие ее требованиям безопасности для жизни и здоровья населения утвержден предписанием главного государственного санитарного врача Украины № 1 от 20.01.1997 года.


Copyright MyCorp © 2024